Автор:Admin
Примерно, по личным ощущениям мы знаем, нравится нам климат нашего коллектива или нет, но достоверно на конкретные вопросы есть либо смутные догадки, либо сомнения: Почему он такой? Как распределены между сотрудниками сферы влияния? Как менять и гармонизировать психологический климат? Чем его измерять?
Составляющие психологического комфорта в коллективе
1. Эмоциональная атмосфера в коллективе.
2. Уровень доверия: профессионального и межличностного.
3. Уровень принятия людей друг другом такими, какие они есть.
4. Уровень взаимопомощи и сотрудничества.
5. Наличие / отсутствие очагов напряжения и конфликтов.
Есть точный диагностический метод психологического климата коллектива – социометрия, изобретение Морено:
• вы придумываете 4 вопроса к сотрудникам коллектива и их задаете,
• собираете ответы в письменном виде,
• анализируете результаты и делаете выводы.
Два вопроса относятся к сфере передаче рациональной информации, два – к сфере передачи эмоциональной информации, например:
• С кем из сотрудников вы бы в первую очередь поделились радостной новостью из вашей жизни? (не более 3-х);
• С кем никогда не стали бы делиться этой радостной новостью из вашей личной жизни? (не более 3-х);
• Если у вас что-то не получается, то к кому из сотрудников вы бы обратились за помощью? (не более 3-х);
• К кому из сотрудников вы бы никогда не стали обращаться за помощью? (не более 3-х).
Получая ответы, вы рисуете сотрудников кружочками с подписанными фамилиям. Информационные связи между ними прорисовываете синими линиями. Эмоционально позитивные связи – красными, а напряжения – черными. В итоге получается сетка из кружочков и связей, на которой видно:
• к кому из сотрудников больше всего проложено синих линий, тот и авторитет для остальных;
• к кому из сотрудников стремится больше всего красных линий, тот неформальный лидер;
• к кому из сотрудников идет больше черных линий, тот конфликтоген;
• к кому из сотрудников меньше всего любых линий, тот не инкарпарирован в коллектив;
• также видны группировки, если они есть. Метод не сложен в использовании и удивительно точен в диагностике.
Как создать комфортный психологический климат?
1. Учеными доказано, что достаточно чисто территориального разделения, чтобы связи между людьми нарушились, поэтому если ваш коллектив располагается в разных кабинетах, то отношения между людьми будут прохладными. А объединить людей в разы сложнее, чем поссорить, и объединяющим началом служит общая беда, общий враг или совместное решение общей сложной, проблемной ситуации.
2. Психологический климат проще изначально строить позитивным и затем его поддерживать, чем потом исцелять конфликты. Только искренняя забота о людях руководителя, его включенность и сердечность являются плодородной почвой. При формальном отношении к людям связи рушатся.
3. Для позитивного психологического климата важно формировать систему наставничества, выделяя лучших сотрудников по результатам труда в тех или иных сферах и как почетную функцию возлагая на них заботу о новичках.
4. Важны перспективы, положительный образ будущего через год, три и пять лет. Добивайтесь того, чтобы сотрудники видели себя через это время уже сегодня, чтобы этот образ им нравился, их мотивировал.
5. Надо создать свои правила общения и решения спорных вопросов.
Одним из важных правил является «анализ без оценки», где разбираются сложные ситуации и поведение сотрудников, при этом нет оценки личности человека. Безоценочность создает атмосферу безопасности и доверия.
Как поддержать комфортный психологический климат?
1. Разговор в открытую, с уважением к личности каждого и с бережным отношением к чувствам каждого – это основа для поддержания психологического климата.
2. Отношения начинают трещать по швам, если нарушены нормы труда, если люди перерабатывают и физически не успевают восстанавливаться. Заботьтесь о своих сотрудниках!
3. Каждый работник периодически должен делиться позитивом, новым результатом, который его самого развивает. Это создает общую атмосферу развития, успеха, и постепенно ценность развития и работы на результат становится ценностью всего коллектива.
Кто в ответе?
1. Руководитель коллектива, потому что инструменты управления и полномочия – в его руках, потому что он сильнее всех остальных влияет на коллектив.
2. Неформальный лидер.
3. Мудрые и личностно зрелые личности, а также эмоционально теплые сотрудники. Именно к ним тянутся все «униженные и оскорбленные» или «эмоционально раненые» сотрудники.
Теги: Менеджмент
Корпоративный блог » (назад)